Небесный обряд погребения у тибетцев
Обряд небесного погребения называют «джха-тор» по-тибетски. В переводе это означает — раздача милостыни птицам. Тибетцы считают, что человек на любом этапе должен приносить пользу. Скармливание тела птицам — проявления добродетели даже после смерти, последний вклад в развитие мироздания.
Кроме небесного погребения в Тибете еще распространена кремация и сбрасывание тела в реку. Кремации удостаиваются только ламы и старшие монахи.
После смерти телу придают сидячее положении и так оно располагается в течении суток. В это время лама читает молитвы из Тибетской книги мертвых для того, чтобы душа могла быстрее пройти 49 уровней Бардо (состояние между смертью и перерождением).
Через 3 дня после смерти тело, благословленное молитвами ламы, друг из ближайшего окружения отвозит на место проведения небесного погребения. Обычно площадка для погребения представляет собой огороженный луг, на котором расположены конструкции с молитвенными флагами.
Есть специальная профессия людей, которые курируют процесс передачи тела птицам. Их называют рогьяпа (в переводе на русский — потрошильщик). Он делает надрезы на теле умершего, чтоб птицам было удобнее отрывать куски. Далее стервятники делают свое дело. Когда остаются только кости рогьяпа мельчит кости, смешивает их со специальной мукой и все это опять отдает птицам. В результате от тела не остается и следа. Приверженцы буддизма считают, что так душе проще найти новое тело.
Не смотря на всю жестокость описанного обряда, небесное погребение не место где грустят и печалятся, так как душа уже покинула тело. Это время родственники и близкие умершего используют для размышлений о бренности жизни.