Сказание о происхождении смерти (индийская легенда)
Было время, когда смерти не знали на земле. Люди вначале были бессмертными. В Критаюге, Золотом веке, они не ведали греха и жили на земле счастливо, в мире и благоденствии.
Так шло долгое время, и живые существа на земле рождались и не умирали; они умножались бесконечно и совсем заполонили ее. Наконец Земля взмолилась к Брахме — она уже не могла выносить более такое бремя.
Тогда задумался Создатель над тем, как уменьшить количество живых существ в мирах, но не мог найти никакого средства. И он впал в гнев, и пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела. Запылали страны света, страх объял все живое; миру грозила гибель.
Великий бог Шива сжалился над живыми существами.
Он приблизился к Брахме и сказал: «Не гневайся на созданных тобою тварей, о Прародитель! Не допусти, чтобы опустела вселенная! Ибо, если погибнут нынe все эти существа, они уже не возродятся более. Пусть они живут и умирают, но пусть не прекращается их род!»
И когда Шива молвил это, Брахма укротил свой гнев и вернул в свое сердце огонь, пожиравший вселенную. Тогда вышла из тела Брахмы женщина, с темными глазами, с бусами из человеческих черепов. Она направилась к югу своим путем, но Брахма воззвал к ней и сказал: «Смерть, ступай и убивай живые существа в этом мире! Ты возникла из моей мысли об уничтожении мира и из моего гнева, поэтому иди и уничтожай живущих — и неразумных, и мудрых!»
И заплакала Смерть, но Брахма не дал ее слезам упасть на землю и собрал их в свои ладони. Она же, смиренно склонившись перед ним, взмолилась: «Будь милостив ко мне, о Владыка созданий, не возлагай на меня столь ужасное бремя! Сжалься надо мной! Как могу я губить невинные существа, детей и взрослых, молодых, стариков? Ведь, когда те умрут, оставшиеся в живых будут проклинать меня! «.
Но Брахма сказал: «О Смерть, я предназначил тебе уничтожать живущих! Иначе быть не может! Ты не должна быть добра! Ступай, не колеблясь, госпожа. Имя твое — Кали !(санскр. काली, Kālī, «чёрная»)Иди исполни мое веление».
И вдохнул в нее весь свой вселенский гнев.
И Смерть, не сказав больше ни слова, отправилась в путь и явилась мир. Но все же Прародитель даровал ей милость: слезы, которые она пролила, превратились в болезни, убивающие людей в назначенный срок; страсти и пороки ослепляли человеческий род и стали причиною гибели живых существ.
Поэтому искони нет вины на Смерти. Брахма сделал ее госпожой справедливости; свободная от любви и ненависти, исполняет она его веление.