Home » Этноблог » e » Представления о смерти у кельтов

Представления о смерти у кельтов

Представления о смерти у кельтов

Древние кельты известны своими необычными взглядами относительно понимания смерти. Кельтские представления о смерти отличаются от римских и греческих, но достаточно близки по смыслу к египетским. Кельты абсолютно не боялись смерти, они презирали её и больше опасались, что их настигнет «неправильная» смерть. Они могли ежедневно хладнокровно убивать, не испытывая негативных эмоций, но боялись, что не смогут проводить покойного в иной мир, соблюдая все необходимые обряды. И хотя представления о смерти у кельтов достаточно противоречивы и непоследовательны, можно выделить два подхода к пониманию смерти: реинкарнация как отрицание смерти души (материковые кельты) и вера в загробную жизнь — существование жизни после смерти (островные кельты).

 

Реинкарнация как отрицание смерти

Реинкарнация, переселение души живого существа в другие субстанции, легла в основу религиозных представлений многих народностей, но у кельтов она имела ряд особенностей. Друиды, представители кельтской духовной верхушки или жрецы, одними из первых начали пропагандировать реинкарнацию. В понимании кельтов смерти не существовало — душа человека жила вечно и не зависела от материальной оболочки. Душа способна переселиться в растение, животное или любой неодушевленный предмет. Она проходила индивидуальный путь — несколько уровней реинкарнации, переселяясь в разные существа и предметы. Если телесная оболочка вела неправильный образ жизни, то в наказание душа возвращалась на более низкий уровень развития. Поэтому для кельтов была важна связь с растительным и животным миром: ведь в растении или животном может жить душа близкого им человека.
В отличие от буддийской реинкарнации, души кельтов не блуждали бесцельно — каждая душа могла обрести в конце странствий гармонию и спокойствие. У кельтов душа перерождалась до тех пор, пока не освобождалась от зла. Существовал ещё один способ очищения: прохождение души через чистилища. Когда душа полностью очищалась, она заканчивала путь и попадала на остров блаженных, где обретала умиротворение. Здесь происходило самое главное: испив воды из священного источника, души могли встретить своих родных и близких, любимых. Истосковавшаяся за несколько веков метаний и ожидания, на острове душа обретала вечную радость.

 

Загробная жизнь у кельтов

Островные кельты верили, что существует вечная безмятежная жизнь после смерти. Похороны сопровождались захоронением пищи, оружия и предметов быта, принадлежащих покойному. Обряд показывал отношение кельтов к загробной жизни: они верили, что после смерти можно попасть в мир волшебных существ и загадочных предметов. Смерть — это всего лишь переход в страну мертвых, где человек продолжает существовать в своем теле. В страну мертвых при жизни могли попасть друиды и филиды, так как они считались посвященными в тайные знания. Смерть не воспринималась трагически и была обыденным явлением для кельтов. Друиды слагали мифы и легенды о тех, кто умер в бою, придавая их смерти ореол героизма и притягательности.
Друиды специально укрепили в кельтском сознании мысль о том, что бояться смерти грешно и бессмысленно. Так они получили бесстрашных, самоотверженных воинов-победителей, которые порой шли на верную гибель. Друиды идеализировали смерть, преподнося её как высшее благо или соблазняя людей рассказами о счастливой и сытой загробной жизни. Случаи внезапной смерти, наступившей по неизвестным причинам, преподносились жрецами как священный обряд, свершившийся в результате божественного вмешательства свыше.

Захоронение происходило тоже со своими особенностями: пышно и торжественно. Вместе с умершим сжигались и его личные вещи. Поэтому часто в кельтских захоронениях находят драгоценности и ценные исторические предметы.

Другие интересные статьи