Хлебные обычаи народов Северного Кавказа
Трепепетное и бережное отношение к хлебу у кавказких народов прослеживается из глубины веков. Например, представители большинства народностей региона никогда не режу хлеб -прикосновение ножа его ранит, никогда не выбрасывают крошки.
Хлебные традиции можно увидеть и попробовать в двух проявлениях — хлебные куклы и обрядовые фигурные хлеба. Фигурный хлеб выпекается чаще всего в форме животных — бараны, быки, зайцы, лошади, а также в форме больших баранок. Больше всего хлебные традиции распространены в Дагестане.
Основные праздники в честь, которых выпекаются обрядовые хлеба: религиозные праздники (Ураза Байрам, Курбан Байрам, по случаю сунната — процедура обрезания ), календарные праздники (праздник весны), семейные праздники (свадьба, юбилеи и т.д.)
Подробную информацию о хлебных куклах и баранках у жителей селения Харбук приводят Х.А. Юсупов и М.А. Муталимов:
«На праздник первой борозды Къел агъни харбукские женщины выпекали обрядовую «Куклу борозды» – Къелла няча в виде девушки в натуральную величину.
Все части тела куклы пекли отдельно, а потом их соединяли при помощи палочек. Глаза куклы делались из серебряных монет, а зубы — из фасоли. Груди украшались яйцами.
Вместе с куклой пекли и баранки — хIурегари. Их также вешали на рога быков. Перед началом проведения ритуальной борозды одну большую баранку скатывали с горки. Ее ловили дети и делили между собой. Победитель мужских состязаний в беге получал в качестве приза наиболее почетную часть «тела» хлебной куклы — голову. Его награждали и почетным титулом – «Нячала бекI асибил» («Взявший голову куклы»). Призами для победивших в соревнованиях девушек были маленькие куклы из хлеба».
Символика хлеба в большинстве случаев связана с плодородием. Поэтому самым «хлебным» праздником был день весны и первой борозды. Старший пахарь, который был первопроходцем в пропахивании поля, выпекал обрядовый хлеб. Он должен был быть максимально большим и начиненным самыми вкусными начинками — яйца, мясо, курдюк, изюм и т.д. — это было делом престижа для любого дагестанского селения.
Хлеба в форме животных дарились в большинстве случаев детям. Маленькие хлебные куколки вне праздников дарились девочкам, женщинам как олицетворение женской сути Богини Матери –воспроизводство и плодородие. Вкушение такого хлеба — это как наполнение определенными качествами Богини. Также хлеба в форме людей это олицетворение предков и домашнего очага.
Хлебные куклы использовались у ахвахцев Цунта-Ахваха и кумыков в обряде вызывания дождя, а у даргинцев некоторых сел — в игре «подбросить пирог». Они, а также тряпичные куклы употреблялись у ряда дагестанских народов в детских и женских обрядах и обрядах народной медицины для передачи или обмана болезни. В этих обрядах куклы олицетворяли саму болезнь либо символически замещали людей. Изготовлявшиеся в дни некоторых календарных праздников и обрядов куклы из материалов, имевших растительное происхождение, вероятно, являлись олицетворениями божеств растительности. Куклы из курдюка или тряпичные куклы использовались дагестанцами и другими народами Северного Кавказа и мира в обрядах черной магии для насылания порчи на человека, к которому испытывали неприязнь. Форма, назначение и семантика обрядовых хлебов народов Дагестана имели широкие аналогии и параллели с хлебами других народов Кавказа, славян и мира.
Москва новостройки продажа квартир купить квартиру в новострои в москве.