Лезгинка — танец горских воинов
Танец лезгинка является своеобразной визитной карточкой Кавказа. Он отражает темперамент, мировоззрение горских народов.
Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, вайнахов, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.
Символика кавказского танца
В танце символически представлен образ орла и лебедя. В роли орла выступает мужчина — стремительный и энергичный. Роль лебедя берет на себя девушка — плавная и гибкая. Мужчина широко расставляет руки подобно крыльям орла и пикирует над девушкой, в своей грации и стати, напоминающей лебедя. Она мягко следует за энергичным партнером по танцу, который, то убыстряется, то замедляется. Если в танце участвует одна девушка и несколько мужчин, то последние как бы соревнуются между собой в быстроте движений, акробатичности, сноровке. В танце запрещено прикасаться к девушке. Даже случайно прикосновение может быть воспринято как оскорбление.
Техники исполнения лезгинки
Существует несколько вариантов исполнения лезгинки: одиночная мужская, одиночная женская и парная. Одиночная мужская лезгинка исполняется на свадьбе или перед охотой, боем. Она поднимает боевой дух и активизирует.
Реже исполняет одиночная женская лезгинка. В ней плавно плывет девушка-лебедь, скромно потупив взгляд. Парная лезгинка широко распространена.
Мифологические предпосылки лезгинки
Истоки данного танцы уходят в ритуальные племенные танцы. Здесь прослеживается связь с тотемными ритуалами и ритуалами охоты. Слово «лезгин» считается производным от слова «лекь», что значит орёл. Практически все кавказские народы считают его тотемным. Танец охотника символически изображает орла бросающегося на добычу — лебедя.
Асланбий — карачаево-балкарский аналог лезгики
Другим семантически похожим танцем является карачаево-балкарский круговой танец Асланбий. Он также распространен на Кавказе. Название танца переводиться как царь зверей. В нем исполнители уподобляются льву, выжидающему жертву, потом плавно и постепенно переходящему к наступательным действиям. Вместо льва может быть образ молодого охотника-юноши. Эволюция танца добавила второе действующее лицо — девушку, которая изображает беззащитного оленя. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы ленту из нее или кольцо в знак того, что полюбила его и согласна выйти замуж. Таким образом, ритуальный охотничий танец постепенно стал характерной частью свадебного обряда.